Морские контейнеры являются универсальной тарой для транспортировки грузов как внутри государств, так и между ними. Их изготовление и применение регламентируется общепринятыми стандартами, где указаны все виды морских контейнеров для перевозки грузов с их размерами, массой и прочими характеристиками, определенными нормативом ISO 668.
Типовые размеры и конструкция облегчают проведение погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивают соблюдение требований безопасности, позволяют улучшить показатели логистики.
Для изготовления морских контейнеров используется сталь, этот материал обладает высокой прочностью и надежно защищает грузы от атмосферных и механических воздействий, предотвращает их загрязнение. Пол усилен балками и покрыт стальным рифленым листом для безопасности и удобства передвижений. Прямоугольная конфигурация стенок и стандартные размеры дает возможность использовать максимально компактную укладку при перевозке грузов и оптимизировать использование транспортных средств.
Благодаря унификации и использованию международных стандартов все типы контейнеров для морских перевозок подходят также для железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.
Единицей измерения размеров выбран фут, производятся контейнеры длиной в 3, 10, 20, 30, 40 и 45 футов. Что касается высоты, то она может быть увеличена в рамках действующих стандартов. Максимальная грузоподъемность при этом, как правило, не меняется, но появляется возможность увеличить объем перевозимого груза.
Действующая классификация морских контейнеров учитывает не только их размеры и грузоподъемность, но и другие параметры. К ним относятся:
Назначение. Наиболее распространены стандартные контейнеры, или как указано в классификации, DC — Dry Container, представляющие собой запирающийся стальной ящик без каких-либо дополнений и приспособлений. Для перевозки замороженных и охлажденных грузов используются контейнеры-рефрижераторы, в них установлено климатическое оборудование, позволяющее регулировать уровень температуры. Есть разновидность контейнеров, оснащенных естественной или принудительной вентиляцией. Существуют также танк-контейнеры, предназначенные для перевозки жидких и газообразных веществ, а также специальные модели, приспособленные под перевозку сельскохозяйственных животных и рыбы.
Специфическая конструкция. Кроме стандартной, предусматривающей наличие металлических стенок, пола и потолка, существует так называемая Oреn Tор, где вместо жесткой крыши потолком служит тент. Ее применяют для перевозки грузов, насыпаемых сверху. Еще одна разновидность, Flat Rack, представляет собой открытую с одной или нескольких сторон площадку. Такая конструкция необходима при транспортировке негабаритных предметов.
Полностью все типы морских контейнеров указаны в международном стандарте ISO 668. Используя его, можно подобрать вид, наиболее подходящий для перевозки конкретного груза.